Про общественный транспорт
Движение белградского общественного транспорта достаточно развито и систематизировано. Добраться можно практически из любой точки города куда угодно в любое время суток (ночью с 0 до 4 часов посложнее, но не критично). Интервалы движения — короткие, строго соблюдаются. Транспортный парк, включающий в себя автобусы, троллейбусы, трамваи и так называемое метро, неоднороден: есть вполне современные машины с кондиционерами, вайфаем и прочими удобствами, а есть откровенное старьё, душное и вонючее. Белград постепенно обновляет парк, даже обзаводится суперсовременными электрическими экобусами (говорят, такие — первые во всей Европе).
У каждой остановки свой номер. И при желании можно отправить вызов на специальный бесплатный номер «*011*номер остановки#», а в ответе узнать, через сколько остановок приедет ваш транспорт. Многие остановки имеют всю необходимую информацию для пассажира: карту города, маршруты, ваше местонахождение.
Система оплаты
Стоимость проезда на всех видах городского транспорта 89 динаров при оплате карточкой Бус Плус и действует в течение 90 минут. То есть в течение полутора часов вы можете делать сколько угодно пересадок без дополнительной оплаты. Надо только не забывать каждый раз прикладывать карточку к валидатору, отмечаясь в данном транспортном средстве. Есть возможность оплатить групповую поездку (до 5 человек). Купить карточку и закинуть на неё деньги можно в точках продаж с бусплусовским логотипом, чаще всего это киоски Moj Kiosk, которые можно встретить по всему Белграду.
Есть смысл пополнять карту на 900 динаров или больше одной транзакцией, тогда в награду вы получите бонус в виде дополнительных 100 динаров. В принципе, если вы прибыли в Белград на один—два дня, то нет смысла заморачиваться с карточкой, так как сама она стоит 250 динаров, проще взять билет у водителя, правда, обойдётся он почти в два раза дороже — 150 динаров. К тому же, в ночное время оплатить «бусплусом» не получится, за проезд с вас возьмёт кондуктор или водитель те же 150 динаров.
С недавних пор появилась возможность оплаты банковскими карточками MasterCard с функцией PayPass. Как и Бус Плус, карточку надо приложить к валидатору. Правда, не во всех ещё транспортных средствах установлены новые валидаторы. Новый валидатор от старого можно отличить по логотипу MasterCard.
Оплата проезда производится на условиях доверия. Теоретически можно не платить, но если нарвётесь на контролёров, от штрафа в 2000 динаров вас вряд ли спасёт «я не знал, я иностранец». Сами сербы часто не платят и при виде контролёров выскакивают из транспорта — транспорт в мгновение ока пустеет на половину.
Для тех, кто планирует много перемещений по городу в течение дня, советую купить дневной проездной Бус Плус. Стоит он 290 динаров, продаётся в тех же киосках Moj Kiosk. Очень удобно, чтоб сгонять, например, на Авалу, Аду Циганлию, в Земун, королевский дворец Бели Двор или мавзолей Тито. Ещё есть проездные на 3 и 5 дней стоимостью 740 и 1040 динаров соответственно.
Из аэропорта
Аэропорт имени Николы Теслы находится в восьми километрах от ближайшего района Белграда и в тринадцати от центра. Добраться в город можно:
- экспресс-автобусом A1: следует до площади Славия с остановкой у железнодорожного вокзала (стоимость проезда — 300 динаров);
- автобусом 72: следует до центральной авто-развязки города – площади Зелени Венац (стоимость проезда — 89 динаров по карточке или 150 у водителя);
- на такси (стоимость проезда начинается от 1400 динаров и варьируется в зависимости от района назначения). Услугами частных извозчиков лучше не пользоваться. На выходе из аэропорта ищите желтую стойку с надписью «Taxi Info» и смело обращайтесь: там вам и адекватную цену озвучат по прайсу, и машину подадут.
Метро
Метро в Белграде — это миф. Есть пара подземных станций, похожих на метро (с эскалаторами, турникетами и специфичным запахом), но ходят там пригородные поезда или, скорее, электрички Беовоз. Особой популярностью у горожан не пользуются, зато пользуются у пригорожан. Ж/д составы оставляют желать лучшего, но кто желает прочувствовать всю брутальность постсоциалистического урбанизма — вэлкам.
«Двоечка»
Есть вариант короткого осмотра центра города через окно общественного транспорта — это трамвай номер 2. Он курсирует вокруг исторического центра Белграда и охватывает парк Калемегдан, железнодорожный вокзал, площадь Славия, бульвар Краля Александра, площадь Вуков Споменик, улицы Джорджа Вашингтона и Цара Душана. Закупитесь снеками и напитками, выберите состав постарше и наслаждайтесь.
Планплюс
А ещё тут есть такой сайт. Кроме стандартного поиска улиц и учреждений (типа нашего 2GIS), можно отметить точками, где ты находишься и куда тебе надо, и он выдаст всевозможные маршруты с подробным описанием, как дойти, на что сесть, где выйти. Для городских новичков очень удобно. Сайт на сербском, но интуитивно всё понятно.
Такси
Сами мы услугами такси почти не пользуемся, но обойти его вниманием в этой теме нельзя. Для туриста часто это оптимальный способ передвижения по городу. Поймать такси в Белграде не проблема. Главное — ловить машины с характерными знаками и табличками. Опыт пользования услугами нелегальным такси может оказаться плачевным — часто дурят. У легалов оплата проезда по счетчику: 65—85 динаров за километр (в зависимости от времени суток, ночью дороже). Плюс подача такси — 170 динаров. Для оплаты потребуются наличные, безналом пока мало кто пользуется. Для вызова такси по телефону набирайте номера в диапазоне от 19801 до 19808 и на ответ диспетчера сообщайте: «Молим, возило на… (ваш адрес)». А лучше установите приложение Car:Go (местный аналог Uber) и вызывайте авто без общения с диспетчером, да и цены у них существенно ниже обычных сервисов.
Спасибоо за информацию!
Ссылка на Car:Go не рабтает, выдает ошибку 502
Ссылку поправили. Спасибо.
Спасибо за информацию! По такси еще обнаружили, что работает Yandex, главное чтобы была привязана для оплаты карта не русского банка.