Белградский стрит-арт
Одно из первых, что бросается в глаза в Белграде — огромное количество граффити. Возникнув как социальный протест всеобщей разрухе 90-х, оно стало характерной особенностью города. Сейчас без него невозможно представить современный Белград.
![](https://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2022/04/0ad2eb497b24ffbc19b9711.jpg)
Конечно, большинство белградского граффити — так называемые тэги (автографы), футбольные призывы, проявления любви и ненависти, философские умозаключения и прочие каляки-маляки.
![граффити стрит-арт муралы белград сербия](http://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2018/02/26fcfba9db57f383985ca1.jpg)
Иногда такие надписи можно встретить и там, где им не место. Например, на свежеокрашенных фасадах или поверх действительно хороших стрит-арт работ, муралов.
Муралы — разновидность уличного искусства, живописные полотна на архитектурных сооружениях. В отличие от граффити муралы имеют бо́льшую художественную ценность, легальны и часто носят коммерческий характер.
![](https://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2022/04/54993671e2d2ba95a5eb911.jpg)
Муралы-долгожители, ставшие визитной карточкой города: «Покровитель Белграда», «Город, поедающий дерево» и «Ожидание солнца». Все три находятся в Савамале. В 2008 году ежегодный летний фестиваль Belef привёз в Белград большие имена мирового стрит-арта. Среди них был французский художник Гийом Алби aka Remed. Перед приездом он изучал историю Белграда и сербское искусство. Особенно ему нравились средневековые фрески, которые вдохновили его на создание покровителя (точнее, покровительницу), чьи множественные руки защищают город.
![](https://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2022/04/DSC062091.jpg)
«Город, поедающий дерево» появился на следующий год тоже благодаря Belef. Работа итальянского художника Blu демонстрирует негативное влияние человечества на окружающую среду.
![граффити стрит-арт муралы белград сербия](http://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2018/02/tumblr_mhv018dQRM1r6wmavo1_12801.jpg)
Дизайнер Александар Мачашев и художник Стеван Шолн воплотили идею возрождающейся Савамалы в своём ностальгическом мурале «Ожидание солнца». Мурал создан с использованием флуоресцентных красок, чтоб изображение светилось в темноте.
![](https://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2022/04/2111.jpg)
Сегодня благодаря интернету культура граффити стала глобальной. Новые работы доступны всем и сразу. Известный портрет актёра Робина Уильямса на улице Караджорджева, появившийся спустя пару часов после его самоубийства, облетел планету с невероятной скоростью, главным образом, через социальные сети. Мурал, к сожалению, не сохранился.
![](https://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2022/04/74a031ecc363265a0b2d34ed8b20875211.jpg)
Стрит-арт живёт недолго: здания рушатся, реставрируются, перекрашиваются, краски выцветают, — поэтому важно его документировать. В Белграде этим много лет занимаются Александр Джорджевич, который собрал коллекцию из 7000 фотографий белградского граффити и выпустил с ними книгу, и Игор Светел — фотографирует муралы и отмечает их локацию на специальной карте.
У белградского стрит-арта есть и особенности. Например, почти полностью «забомбленные» старые поезда. Внутри они ветхие и вонючие — отжили своё. Яркий окрас, по-моему, спасает положение хотя бы визуально. На таком поезде даже хочется прокатиться.
![](https://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2022/04/DSC036261.jpg)
В Дорчоле (хотя не только в нём), исторически «партизанском» районе, можно встретить чёрно-белые портреты известных личностей — болельщиков «Партизана» или просто видных фигур фанатского движения. Товарищи запечатлевают их на стенах города в дань уважения.
![граффити стрит-арт муралы белград сербия](http://beogradjanin.ru/wp-content/uploads/2018/02/83150cb89d6bb688dcc241.jpg)
Напоследок интересный факт: старейшим сохранившимся в городе граффити считается надпись «Проверено — мин нет», сделанная русскими солдатами после освобождения Белграда.
Заглавное фото: Igor Svetel